Программирование ППЗУ контроллеров ВАЗ

Программирование блоков GM, Bosch M1.5.4 (N), 

Январь 4/4.1, Микас 5.3/5.4


В качестве ПЗУ в этих системах используются микросхемы EEPROM серии 27С256 (GM, Январь 4/4.1) и 27С512 (BOSCH) с УФ стиранием. Основной недостаток - невозможность переписывать содержимое микросхемы не извлекая ее из контроллера. Допустимо использовать практически все современные ПЗУ серий 27, со временем доступа 120 - 150 нс, подойдут так-же и однократно программируемые в пластмассовом корпусе и без окошка (жаль, но только один раз). Крайне желательно использовать микросхемы с расширенным (индустриальным) температурным диапазоном. Можно просто стереть заводскую прошивку и записать заново. В новых блоках Bosch, с надписью "MOTRONIC", именуемых в народе "консервными банками", установлены однократно программируемые масочные ППЗУ без панельки. При тюнинге их можно безжалостно (но аккуратно) выкусывать.

С точки зрения механизма замены чипа, единственное отличие систем с GM от Bosch M1.5.4 - наличие очень хитрой панельки под чип. Сам чип запаян в верхнюю часть панельки и зажимается на нижней части, имеющей штырьки. Приобрести сей продукт оказалось делом совершенно безнадежным. Умельцы извлекают чип вместе с ножками, отпаивают по одной и собирают назад - чип держится неплохо. Другие мастерят из двух панелек переходник "мама - мама" и тоже относительно удачно. Нам же показалось более конструктивным просто стирать информацию из ПЗУ и перепрограммировать, не трогая заводскую конструкцию. В некоторых контроллерах, по поступившей информации, чип не запаян в панельку и свободно извлекается при разборке. В этом случае никаких проблем, как правило, не возникает.

Некоторые контроллеры BOSCH M1.5.4 с завода оборудованы панелькой. Номер контроллера по спецификации BOSCH имеет вид 26SAXXXX, если в ХХХХ первая цифра - 5, панелька есть, если - 6, то как повезет. Если не повезло, то десять минут возни с паяльником и отсосом избавят блок от этой проблемы. Если у Вас нет необходимых навыков, советую с данной проблемой обратиться к любому телемастеру или электронщику. Отсутствие на новой панельке фиксатора решается наклейкой на крышку над микросхемой мягкого упругого материала.

Некоторые контроллеры BOSCH M1.5.4 первых выпусков, производственной серии 26SA5082, для полноценной поддержки функции иммобилизации требуют аппаратной доработки. Аппаратная доработка заключается в замене I2C EEPROM на другую из серии 24С02 в корпусном исполнении SO-8, любого производителя (исключение: Microchip 24C02A - ставить нельзя). Заменяемая микросхема расположена на обратной стороне платы блока управления и имеет маркировку B58253. После доработки можно будет использовать новое ПО. Если на автомобиле не планируется устанавливать иммобилизатор, можно все оставить как есть, все прошивки для этого блока будут нормально работать.

Далее, Вам необходимо наличие УФ - лампы для стирания микросхем. Подойдет обычная медицинская лампа для дезинфекции, необходимо лишь помнить, что ножки ППЗУ во время процесса стирания должны быть замкнуты между собой и несоблюдение технологии стирания (мощность, интенсивность и время воздействия УФ - потока) сокращает количество циклов перезаписи. Если Вы планируете использовать только новые или однократно программируемые микросхемы ППЗУ, без лампы можно обойтись. Второе, без чего никак не обойтись - собственно программатор. Здесь трудно давать какие - либо рекомендации, программаторов существует великое множество, выбирать Вам. Мы, в основном, пользуемся мощным программатором Uniprog московской компании Микроарт. Программатор должен обеспечивать режим сравнения после записи содержимого буфера и микросхемы в трех режимах - пониженного, номинального и повышенного напряжения питания. Микросхемы памяти, не проходящие тест хотя бы в одном из режимов лучше не применять. Собственно программаторов, способных  программировать микросхемы, применяемые в ЭБУ Bosch, GM, Январь 4, Микас 5.4 великое множество, даже простое перечисление займет много времени - это Uniprog, Турбо 6, Крот, Мастер и прочая, прочая, прочая... Приобретать данный дивайс нужно из соображений дополнительных возможностей. Специально для автосервисов SMS-Software был создан специализированныq программатор - RomTool. Программа CTPro тоже "умеет" программировать ППЗУ 27С256 и 27С512 с помощью специальной приставки, подсоединяемой к LPT-порту компьютера. У тех, кто хочет отдельно - freeware программа (полностью аналогичная модулю из CTPro, работает только под Win95/98). 

Так же желателен компьютер :) (хотя существуют и автономные системы программирования), простенький, навороты пойдут только во вред, для диагностики и программирования чипов и блоков вполне подойдет Pentium 166-233, 32-128 Mb RAM, SVGA 800x600x16bit, Windows 95/98, желателен переход режим DOS или его эмуляция, поэтому Windows NT, 2000, и, особенно ME применять несколько неудобно.

Многие "продвинутые" сервисы, где производится достаточно большое количество "чип-тюнингов", переходят на использование  электрически стираемых микросхем памяти W27C512 (на самом деле это "большой" EEPROM W27С512, или W27E512. C - коммерческий температурный диапазон, E - индустриальный). Преимущества очевидны - нет необходимости долго стирать м/сх. УФ - лампой, быстрота и удобство в работе. Так же, несомненным плюсом является дешевизна - стоимость ~ 35 - 50 рублей. Несмотря на то, что заявленная производителем нижняя граница температуры рабочего диапазона W27C512 - 0 градусов, микросхемы прошли "полевые" испытания в суровые сибирские морозы и ни разу не подвели. 

 

Как стeреть Winbond W27C(E)512

  Сведения данного раздела напрямую касаются только владельцев программатора "Турбо v.6". Дело в том, что ПО этого программатора не поддерживает стирание Winbond. В дополнение к описанию изготовления переходной панельки привожу простейший способ аппаратной реализации. Необходимо лишь разместить в любом доступном месте  кнопку без фиксации. При стирании кнопку держать нажатой. Стирание производится программированием пустого файла (FF) микросхем 27С512 в режиме программирования "Intel".
 Магазин     Форум     Автосервисы     FAQ     Обратная связь   
Чип тюнинг и диагностика впрыска © SIM 2001 - 2017 Перепечатка материалов без согласия автора запрещена.
Разработка студии FireSite