Чип тюнинг АКПП на KlA OPTIMA QF 2.0 T‑GDI 6AT
©ILnaz23, CTTeam, 2020
Краткая предыстория. На автомобиле Кiа Optima, произведенной для рынка Америки (US), начали появляться толчки при переключении передач в автоматическом режиме, которые быстро перешли в удары, да так, что система управления трансмиссией автомобиля уходила в аварийный режим. Владелец обратился к специалистам «АКПП-шникам», которые, разобрав и произведя дефектовку коробки передач, объявили стоимость ремонта, сопоставимую со стоимостью «контрактной» АКПП.
Владелец, поразмыслив над ситуацией, решил не ремонтировать коробку, а искать исправную коробку на вторичном рынке. Спустя какое-то время он нашел и приобрел коробку от KIA OPTIMA 2.0 T‑GDI, с девственным пробегом всего в 800 км., по очень привлекательной цене.
Но… В первый же день после установки, снова появились толчки в трансмиссии, которые перешли в удары, и история повторилась…
Когда мне позвонили с дружественного сервиса по ремонту автоматических трансмиссий и попросили посмотреть данный автомобиль, я не смог отказаться, так как неисправность меня очень заинтересовала.
Ну, приступим.
При помощи сканера Scanmatik 2 считываем коды ошибок в блоке управления трансмиссией (ТСМ):
По логике управления ТСМ эти ошибки фиксируются, когда показания датчиков частоты вращения первичного вала не соответствуют показаниям датчика частоты вращения вторичного вала, умноженное на соответствующее передаточное число.
Берем сканер с возможностью отследить параметры и записать диагностические логи для дальнейшего анализа и выезжаем на тестовую поездку. После анализа собранных логов, получаю интересную картину неисправности: фактические и заданные значения передаточных чисел имеют разное значение. Цифры округлялись после нескольких расчетов, для более точного понимания передаточного числа.
Первая передача:
Вторая передача:
Третья передача:
Четвертая передача:
Пятая передача – прямая. Тут всё ровно.
Шестая передача:
Задняя передача:
После поисков информации по базам АКПП, подтверждаем предположение, что владелец автомобиля сделал неправильный выбор, заказал и установил коробку передач A6LF2 от другой модификации автомобиля – KlA OPTIMA JF 2.0 T‑GDI, передаточные числа которой как раз соответствуют измеренным значениям:
Коробка передач A6LF2 (автоматическая, 6‑ти ступенчатая, класс Extra HeavyDuty) устанавливалась на автомобили с дизельными и с бензиновыми двигателями с турбонаддувом. Коробки передач отличались комплектующими и программным обеспечением, подобранными под оптимальный крутящий момент двигателей. Отличались и настройки для автомобилей, предназначенных для разных рынков.
Что же делать в такой непростой ситуации? Две недели, отведенные на проверку и тестирование прошли, коробку продавцу уже не вернуть, поэтому клиенту было предложено произвести попытку изменения передаточных чисел в программном обеспечении ТСМ.
При помощи программатора CombiLoader была произведена работа по чтению и записи программы из процессора TriCore 1738 в BSL режиме. Для того, чтобы «поправить» прошивку пришлось обратиться к Владимира Куликову (aka Bladerunner, автор нескольких модулей к программе ChipTuningPRO), он произвел перекалибровку передаточных чисел и логики управления АКПП.
После записи прошивки, адаптации АКПП и тестовых поездок получили адекватную работу трансмиссии.
Вот так, неожиданно для владельца, «простая замена АКПП на контрактную» превратилась в настоящий агрегатный Swap с чип-тюнингом АКПП .
Выражаю благодарность Сергею Сапелину (aka Lrsp, SMS-Soft) и Владимиру Куликову (aka Bladerunner) за оказанную помощь в решении этой интересной проблемы.